28.09.2011

А был ли юбилей?

28.09.2011

В этом году Европа может праздновать юбилей: день открытия для культуры континента одного из самых любимых напитков современности – кофе. Хотелось бы верить, что к этой дате напрямую причастна и Украина. Однако, как и все значимые исторические события, оно успело обрасти множеством легенд. Причем история с обретением популярности кофе мифологизирована настолько, что впору усомниться в реальности представляемых в ней событий как таковых. А значит, и в адекватности самого юбилея.

Общеизвестной является следующая версия появления в Европе кофе.

«Ровно 325 лет назад, в июле 1683 года, турецкие войска взяли в осаду столицу Австрии Вену. Ночью 13 августа обычный житель Вены Юрий выдвинулся из города с уникальной миссией: пройти незамеченным сквозь лагерь турок и передать письмо о помощи австрийскому императору Леопольду I и герцогу Карлу Лотарингскому. Выбор пал на именно на Кульчицкого, поскольку он знал язык и обычаи врагов, а потому мог выдать себя за турецкого купца, занимающегося поставками провизии для османской армии.
 
Напевая турецкую песенку, переодетый Юрий с другом-тезкой Михайловичем из Сянока, который играл слуги турецкого купца, прошел через лагерь турок и доставил письма по назначению. «Страшная то ночь была! - писалось в львовской «Зоре» 1883 года. - Лило как из ведра, а кругом нависла такая тьма, что дороги ни на шаг не было видно. Наши смельчаки, прикорнувши на сырой земле между шатрами, чтобы защититься от ветров и дождя, решились так переждать до рассвета. Когда рассвело, посланники увидели, что они посреди неисчислимого множества шатров. Сперва их окутала тревога: как найти дорогу в этом лабиринте? Но долго думать не стали, решили испытать судьбы и тронулись в путь. Промокшие, трясущиеся от переохлаждения, бодрились и шли смело, напевая турецкие песни. В конце их таки задержали у шатра одного аги, который призвал их к себе и спросил, что их принуждает к странствию в такое неспокойное время. Кульчицкий объяснил, что он из Белграду, а товарищ его - с Большого Варадина, они пришли сюда как купцы, но потеряли все имущество, и теперь должны наниматься на работу. Сжалившись, ага велел подать кофе и, поболтав, отпустил, предостерегая, чтобы не заходили далеко, так как могут попасть в руки неверных. Счастливые, что так просто вырвались из лагеря неприятеля, отправились они через взгорье, и вскоре увидели на острове людей. Одежда указывала на то, что это христиане. Люди помогли посыльным переправиться через Дунай. Тут же стоял лагерем дивизион драгун и хорватов».
 
Ответ герцога о скорой подмоге похожим образом был доставлен назад в осажденную Вену, что воодушевило местный гарнизон и рядовых граждан на продолжение обороны. 
 
Вскоре объединенное войско Карла и польского короля Яна III Собеского атаковало турецкую армию и 12 сентября праздновало уверенную победу. Юрий был награжден деньгами, получил во владение дом, а спустя полгода – должность личного переводчика на турецкий язык императора Габсбургской Австрии. 
 
После разгрома турок победителям досталось немало добычи и Кульчицкому предложили выбрать себе трофей. Юрий выпросил себе мешки с зелеными кофейными зернами, которые находились в обозе великого турецкого визиря Кара-Мустафы. Таковых было, по разным данным, от 300 до 500.
 
В полученном от муниципальных властей доме Юрий-Франц основал первую на континенте кофейню, в которой обжаривал, варил и продавал кофе жителям Вены, причем даже с доставкой напитка на дом в чашках. Новшество горожане быстро оценили, и вскоре у Кульчицкого появились даже не то конкуренты, не то подражатели».
 
Общепризнанная красивая легенда уже достаточно распространена как главная трактовка появления кофейного напитка на континенте. Однако она далеко не единственная. 
 
Так, к примеру, современные немецкие историки приводят документы, свидетельствующие, что первая венская кофейня появилась 17 января 1685 года, а хозяином ее был отнюдь не Юрий-Франц Кульчицкий, а живший в Вене армянин Иоханес Диодато, получивший привилегию от кайзера Леопольда на изготовление «турецких напитков: кофе, чая и шербета». Кульчицкий же, по их версии, лишь возглавлял определенное время цех продавцов кофе, который боролся с уличными торговцами популярным напитком и отстаивал интересы владельцев кофеен.
 
А если не Кульчицкий стоит у истоков зарождения кофейных традиций Европы, то можно ли говорить о юбилее?..
email*

Новий пароль інструкція надіслано на ваш E-mail

Ім'я
E-mail*
Номер телефону
Пароль*

На ваш E-mail вислано посилання з підтвердженням реєстрації

Увійти через Facebook

Товар додано в кошик